Меню
Контакты
г. Тюмень, ул. Елизарова, 6/6  
Телефон: + 7 (3452) 44-90-89   
Факс: +7 (3452) 44-90-85                  
E-mail: glonat.tyumen@gmail.com
Новости


КоАП по пожарной безопасности

Главная \ Нормативная информация

Нормативная информация

« Назад

КоАП по пожарной безопасности  17.02.2011 02:25

КоАП по пожарной безопасности

  17 июня вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2011 N120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (далее - Закон). Он вносит существенные изменения в КоАП РФ в части усиления ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Согласно новым поправкам к ФЗ теперь за неисправные огнетушители или заваленные хламом эвакуационные выходы юридическому лицу могут насчитать до 200 тысяч рублей штрафа!

До одного года увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности. Это обусловлено тем, что рассмотрение дел этой категории может быть связано с проведением сложных экспертных исследований в случаях, когда нарушения привели к возникновению пожара.

Теперь вводится четкое разграничение, за что и на сколько Вас смогут оштрафовать сотрудники МЧС России. Если проверка у Вас проводится впервые, то даже за отсутствие пожарной сигнализации приостановка деятельности Вам не грозит (будут только приличные штрафы). Однако, если Вы как юридическое лицо или ИП не выполните требования к следующей проверке, то тут уже штраф будет таким, что можно, а эту сумму установить и две охранно-пожарные сигнализации на одном объекте.

Теперь согласно поправкам, вводится также штраф за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Органы государственного пожарного надзора действуют на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820 (далее - Положение № 820). Они находятся в ведении МЧС России (ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868).

Назначение ведомства - проверка соблюдения предприятиями требований пожарной безопасности (ст. 1 Закона № 69-ФЗ, п. 1 Положения № 820).

Документы, содержащие требования пожарной безопасности

К таким документам относятся:

- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313;

- нормы пожарной безопасности (НПБ) для различных объектов и сфер деятельности ( НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденные приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323).

Выполнение требований данных документов и проверяет пожарный надзор.

Документы, регулирующие процедуру проверки

При проведении проверок инспекторы пожарного надзора обязаны руководствоваться нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц...». Данный закон определяет виды и процедуры проверок, а также меры воздействия по их результатам.

Проверки могут быть плановыми или внеплановыми, документарными или выездными. Об этом сказано в статьях 9-12 Закона № 294-ФЗ.

Плановые проверки нельзя проводить чаще одного раза в три года. При этом они должны быть согласованы с прокуратурой и размещены на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Исчерпывающий перечень оснований для внеплановой проверки содержится в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ. Например, это может быть информация об угрозе пожара на том или ином предприятии (объекте).

Обратите внимание: некоторые внеплановые проверки также необходимо согласовывать с прокуратурой (ч. 5, 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

В своей работе инспекторы пожарного надзора используют Административный регламент, утвержденный приказом МЧС России от 1 октября 2007 г. № 517.

В данном регламенте собраны воедино требования законодательных и подзаконных актов, которые так или иначе регулируют вопросы проведения проверок соблюдения противопожарных правил, и подробно описаны полномочия проверяющих.

Если выявлены нарушения

В данном случае проверяющие обязаны (ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ):

1) выдать предприятию предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

2) принять меры по контролю над выполнением предписания, а также по предотвращению возможного пожара;

3) принять меры по привлечению виновных лиц к ответственности.

Нововведения в законодательство регулирующее пожарную безопасность

Итак, после вступления Закона в силу рекомендуется учитывать следующее:

- срок привлечения к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности увеличен до одного года;

-ответственность за нарушение требований пожарной безопасности теперь дифференцирована и в результате одной проверки юридического лица проверяющий орган вправе назначить наказание сразу по нескольким составам административных правонарушений;

- юридическим лицам, закупающим продукцию для перепродажи, необходимо проверять в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование наличие информации о показателях пожарной опасности. Если проверяющий орган не обнаружит подобную информации, на юридическое лицо может быть наложен штраф до 100 тыс. руб.

Закон устанавливает повышенный срок для вынесения постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Теперь такое постановление может быть вынесено в течение одного года со дня совершения правонарушения. При длящемся правонарушении срок начинает исчисляться с момента обнаружения преступления (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Законом установлено, что невыполнение предписания МЧС РФ, изданного в рамках осуществления пожарного надзора, выделено из общей нормы о неисполнении предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ч. 12 - 14 ст. 19.5 КоАП РФ). Новый состав административного правонарушения предусматривает повышенную ответственность - штраф для юридических лиц до 200 тыс. руб.

Полностью изменили ст. 20.4 КоАП РФ "Нарушение требований пожарной безопасности".

Дифференцирована ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Отдельно выделяются нарушение требований пожарной безопасности к системам противопожарного водоснабжения, электроустановкам зданий, электротехнической продукции, первичным средствам пожаротушения и нарушение требований к эвакуационным путям, системам автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

Таким образом, согласно старой редакции ст. 20.4 КоАП РФ юридическое лицо, у которого обнаружены нарушения в системах пожарного водоснабжения и аварийного пожаротушения, подлежит ответственности только по одному основанию - нарушение требований пожарной безопасности. Максимальная ответственность за это нарушение - штраф 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток. По новым же правилам юрлицо будет привлечено к ответственности сразу за два нарушения, предусмотренных ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и максимальная ответственность составит уже 400 тыс. руб. При этом административное приостановление деятельности возможно только при повторном совершении хотя бы одного из подобных правонарушений.

Закон устанавливает, что, если нарушения требований пожарной безопасности повлекли возникновение пожара, уничтожившего чужое имущество либо причинившего легкий или средней тяжести вред здоровью, максимальная ответственность юридического лица составит 400 тыс. руб., вместо нынешних 40 тыс.

Ответственность за нарушения, связанные с продажей продукции или оказанием услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия.

Отдельно выделяется ответственность производителя (поставщика) за нарушение обязанности включать в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информацию о показателях их пожарной опасности или о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно. Например, в Федеральном законе от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N123-ФЗ) содержатся требования к технической документации различных веществ и материалов. Устанавливается, какая информация о газах, жидких и твердых веществах должна содержаться в такой документации (ст. 133 Закона N123-ФЗ), при этом отдельно выделяются требования к строительным материалам (ст. 134 Закона N123-ФЗ).

В новой редакции ст. 20.4 КоАП РФ не содержится составов нарушения правил обязательной сертификации в области пожарной безопасности. Это связано с тем, что названные составы уже не подлежат применению, поскольку утратили силу нормативные акты, регулирующие соответствующие правоотношения. Так, норма о выдаче сертификата соответствия без сертификата пожарной безопасности не применяется с 6 мая 2011 г., т.е. с момента вступления в действие Приказа МЧС РФ от 15.11.2010 N568 "О признании утратившими силу Приказов МЧС России от 18.06.2003 N312, от 10.12.2004 N573 и пункта 5 приложения к Приказу МЧС России от 07.02.2008 N58″. Этот документ отменил Приказ МЧС РФ о порядке выдачи сертификата пожарной безопасности.

По новому Закону ответственность за все нарушения, связанные с продажей продукции или оказанием услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия, наступает в рамках общей нормы ст. 19.19 КоАП РФ ("Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений"). При этом ответственность для юридических лиц по общей норме несколько выше, чем ранее была по специальной, - до 50 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. Специальная норма предусматривала максимальный штраф 40 тыс. руб.

Последним нововведением Закона стало увеличение в 15 раз ответственности за перекрытие проездов к зданиям и сооружениям. Максимальный штраф за создание препятствий для пожарных машин и техники теперь составляет 150 тыс. руб.

Однако есть и послабления. Так, административное приостановление деятельности возможно теперь только за повторное нарушение требований пожарной безопасности (ч. 3, 4, 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

- к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий и сооружений, электротехнической продукции, к первичным средствам пожаротушения и обеспечению ими;

- к эвакуационным путям и выходам, а также системам автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации людей при пожаре, противодымной защите.

Раньше такое наказание можно было назначить за большее число нарушений противопожарных правил.

Новая таблица штрафов по ФЗ № 120

Статья КоАП РФ

Фабула

Вид санкции в отношении:

Граждан

Должностных лиц

Юридических лиц

19.5

ч. 12

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор

1 500 - 2 000

3 000 - 4 000

70 000 - 80 000

ч. 13

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

2 000 - 3 000

5 000 - 6 000
или дисквалификация
на срок 3 года

90 000 - 100 000

ч. 14

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи

4 000 - 5 000

15 000 - 20 000
или дисквалификация
на срок 3 года

150 000 - 200 000

20.4

ч. 1

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи

1 000 - 1 500

6 000 - 15 000

150 000 - 200 000

ч. 2

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

2 000 - 4 000

15 000 - 30 000

400 000 - 500 000

ч. 3

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

2 000 - 3 000

6 000 - 15 000
на лиц осуществляющих ИП без образования ЮЛ
20 000 - 30 000

150 000 - 200 000

ч. 4

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

3 000 - 4 000

15 000 - 20 000
на лиц осуществляющих ИП без образования ЮЛ
30 000 - 40 000

150 000 - 200 000

ч. 5

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи

4 000 - 5 000

20 000 - 30 000
на лиц осуществляющих ИП без образования ЮЛ
40 000 - 50 000

300 000 - 400 000
или административное приостановление
до 90 суток

ч. 6

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

4 000 - 5 000

40 000 - 50 000

350 000 - 400 000

ч. 7

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

--

15 000 - 20 000

90 000 - 100 000

ч. 8

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям

1 500 - 2 000

7 000 - 10 000

120 000 - 150 000

Рассмотрим законодательство России по пожарной безопасности. Какие у нас права? Как нам противостоять Госпожнадзору?

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

- собственники имущества;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.

На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено другое.

Основной статьей, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является статья 20.4 КоАП РФ, которая содержит шесть частей, образующих самостоятельные составы административных правонарушений.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности предусмотрены следующие виды административного наказания:
- предупреждение;
- административный штраф с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья либо без таковой;
- административное приостановление деятельности
за повторное нарушение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 23.1, 23.34 КоАП РФ, привлечь к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеют право:

- должностные лица органов государственного пожарного надзора, наделенные полномочиями в соответствии с утвержденным перечнем должностей ГПС МЧС РФ;
- судьи, если дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение в суд.

Кроме того, за неисполнение законного предписания должностного лица ГПН решение о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ принимаются мировыми судьями.

В соответствии со ст. 28. 3 КоАП РФ составить протокол о совершении административного правонарушения вправе:

- уполномоченное должностное лицо органа государственного пожарного надзора;
- должностные лица органов внутренних дел (милиции).

В соответствие постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 5 от 24.03.2005г., протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В соответствии статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление о наложении административного наказания может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен лицом, правомочным рассматривать жалобу.

В соответствии статьи 30.1 КоАП РФ постановление о наложении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в арбитражный суд, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные срок, должностное лицо, вынесшее постановление, могут отсрочить уплату административного штрафа на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Административное приостановление деятельности - это вид административного наказания, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, предусмотрен частью 1 статьи 20.4 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Данное наказание назначается судьей только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Срок административного приостановления деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
Правом принятия решения о временном прекращении какой-либо деятельности наделен исключительно суд путем наложения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Однако Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности. В соответствии со статьей 27.16 Кодекса временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленным на срок до рассмотрения дела судом, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно наказание в виде административного приостановления деятельности, в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
О временном запрете, деятельности составляется протокол, копия которого вручается законному представителю юридического лица либо лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
С этого момента обязанность исполнения временного запрета деятельности лежит на юридическом лице.
Срок временного запрета исчисляется с момента фактического прекращения деятельности и не может превышать пять суток.

Административная ответственность за срыв печати (пломбы) предусмотрена статьей 19.2 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц органов ГПН осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или в суд. Подача жалобы производится в письменном виде. Лицо, направившее жалобу, в обязательном порядке обязано указать:

- наименование государственного органа, в который направляется жалоба
- Ф.И.О. должностного лица, которому подается жалоба
- свою Ф.И.О.
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ
- суть жалобы
- поставить свою личную подпись и дату обращения
- в случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

В ............. районный суд г. //
Истец: __________________________________
Адрес: __________________________________
Тел. для связи: ___________________________

Ответчик: _______________________________
Адрес: __________________________________
Тел. для связи ___________________________

Третье лицо (заинтересованное лицо): ______
Адрес: __________________________________
Тел. для связи: __________________________
Цена иска:______________________________
Размер гос. пошлины _____________________

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

(в тексте заявления необходимо изложить обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца)
На основании изложенного, руководствуясь статьями __________________

ПРОШУ

1. Изложить требование
2. Изложить требование

Приложение:
(приложить документальные доказательства по делу с копиями по числу сторон, участвующих в тяжбе)

Дата: _____________
Подпись: ______________

 



Телефоны:

+7 (9044) 906-901